|
| |
Пост N: 417
Info: Жизнь прожить надо так, чтобы кто-то наверху в восхищении прошептал - а ну-ка повтори!
Зарегистрирован: 06.08.07
Откуда: Израиль, Хайфа
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 09.06.11 11:51. Заголовок: Незнакомый мир харедим
"Народ мой" №9 (325) 17.05.2004 Проф. Исраэль Дацковский Проф. Исраэль Дацковский В сегодняшнем Израиле около 10% населения определяет себя как харедим. Это слово — множественное число от ивритского“харэд” — боящийся [Бога]. Попробуем приподнять краешек завесы, плотно срывающей их мир не только от живущих вне Израиля, но и от многих израильтян. Для начала нам необходимо объяснить две принципиальные трудности, которые очень многим мешают даже приблизиться хотя бы к частичному пониманию мира этих людей. Первая: мы, выросшие в России, с детства впитали в себя христианство и смотрим на мир через “христианские” очки, если сознательно (и болезненно), путем напряженной учебы и углубленных раздумий не поменяли взгляды на те, которые в результате расширения поля зрения теперь кажутся нам правильнымиОффтоп: Все наше окружение, почти все великие книги, которые мы прочитали (как русская классика, так и западноевропейская), фильмы и спектакли были пропитаны отнюдь не “общечеловеческими” истинами, а несли христианский взгляд на мир. Наши, впитанные с детства и ставшие неразрывной нашей частью, лежащие глубже сознания и мышления представления о мире, о том, что — хорошо, а что — плохо, что — допустимо, а что — нет, что — приемлемо, а что — безобразно. Наши самые базовые взгляды на мир формировались в атмосфере, пропитанной христианством. Мы, в большинстве своем, не соблюдали никакие формальные обряды христианства, в церкви попадали только как в музеи, и, можно сказать, были “секулярными (независимый от церкви, светский) христианами”, но неосознанно приобрели христианскую ментальность. Не осознав в явном виде свою точку стояния, исходя из безусловной правильности, общечеловечности и прогрессивности своих нынешних взглядов, невозможно понять структуру иного мира, если только этот мир не находится намного ниже нашего мира. А мир иудаизма по своей сложности и развитости заведомо не стоит ниже мира христианского. Второй причиной, мешающей даже приблизиться к понимаю мира соблюдающих Традицию евреев, является распространенный среди нас взгляд о том, что имеются три общемировые религии. примерно равные по сущности и сложности — христианство, ислам и иудаизм (и еще куча малопонятных восточных — буддизм и другие. Африканские верования мы априори, оправданно или неоправданно, относим к нижестоящим). Этот взгляд ошибочен изначально — у евреев нет религии. То, что можно назвать иудаизмом, несравненно шире любого, сколь угодно широкого существующего понятия религии. Религия подразумевает деление мира верующего человека на религиозный (регламентированный принятой им религией) и мирской(именно поэтому Лев Толстой назвал свой роман “Война и Мiръ” т.к. слово “мир” в современном ему русском языке означало состояние без войны, а слово “мiръ” означало общество, население). Иудаизм же охватывает все без исключения малейшие проявления жизни еврея — от утреннего пробуждения до отхода ко сну, включая и просыпания ночью. Сюда включаются не только все действия еврея, не только общие принципы его совести, морали и поведения, но и направление взгляда глаз, мысли, желания, побуждения, цели жизни в этом мире и в мире посмертном. Еврей всегда, в любое мгновение своей жизни, стоит перед Творцом, даже когда лежит с женщиной. То есть мы здесь сталкиваемся с миром, намного более сложным, всеохватывающим и высокоорганизованным, чем тот, в котором мы привыкли находиться. Оффтоп: Сегодня установлено, что человек может воспринять новую информацию только в случае, если ее сложность и организованность соответствует уровню развития данного человека или лишь немного ее превышает. Например, нормальный ученик первого класса принципиально не способен воспринять понятие интеграла. К сожалению, богатейший мир иудаизма во всей его полноте лежит вне пределов возможностей восприятия слишком многих наших современников, и большинство людей ограничивается ознакомлением лишь с внешними его проявлениями (часто не осознавая, что глубина явления осталась вне поля зрения). Харедим живут, как правило, в отдельных районах с гомогенным “харедимным” населением. Большие “харедимные” районы сейчас имеются в нескольких городах Израиля: Иерусалиме, Ашдоде, я сам живу в таком районе в Бейт–Шемеше. Имеется традиционно “харедимный” город Бней-Брак и молодые “харедимным” города Бейтар и Кирьят Сефер (он же Модиин-Илит). Образ жизни в местах проживания харедим резко отличается от остальных, более привычных нам районов. Отличия начинаются не с внешнего облика, хотя опытному глазу легко заметить многочисленные признаки, характерные именно для “харедимных” районов. Отличия начинаются с четко сформулированных целей жизни, воплощаемых в образе жизни. Единственной целью жизни, с точки зрения соблюдающих Традицию евреев, является соблюдение заповедей (приказов, поручений), данных евреям Творцом этого мира. Одной из главных таких заповедей является обязанность еврея приложить все силы для познания самого Творца и Его законов, установленных для нашего мира, то есть заповедь постоянного и непрерывного изучения Его Торы. Поэтому способ существования в этом мире многие мужчины видят в том, чтобы большую часть дня (иногда с захватом части ночи) сидеть в ешиве и изучать Тору (в это понятие включается огромное, мало представимое количество книг, объясняющих и конкретизирующих мельчайшие аспекты многочисленных законов). Для обычного (“нормального”, “современного”) человека такой способ жизни просто не представим — кто из нас может напряженно учиться 8-12 часов в сутки десятилетия напролет?! И не с целью получения знаний, чтобы потом их использовать для заработка или хобби, а ради самих знаний, ради нахождения в самом процессе учебы. Оффтоп: Понятно, что из сказанного вытекает практическая невозможность работать на общепринятых работах с целью получения заработка (о самореализации в тех или иных специальностях можно не вспоминать — Тора представляет возможности для самореализации, для наполнения существования высоким смыслом гораздо большие, чем любая творческая специальность, известная в светском мире. Включая науку, искусство и литературу). Но возникает вопрос о средствах к существованию. И вопрос в “харедимном” мире тяжелый. Многие ешивы платят своим ученикам скромные стипендии, мало позволяющие сводить концы с концами многодетным (об этом — ниже) семьям. Немного доплачивает государство в виде пособия на детей — в Израиле на всех детей платится госпособие, но значительную долю этого бюджета получают именно харедим и израильские арабы, так как именно в этих секторах количество детей в семьях в несколько раз превышает общеизраильский показатель. Немного подрабатывают на непрестижных работах — только для заработка при отсутствии хороших специальностей. Но на завод не идут — перебиваются уборками (мужчины!), помощью в магазинах, некоторые потихоньку торгуют (иногда — официально, но чаще — “по черному”). Оффтоп: Много людей работают в сфере образования — многочисленных детей нужно учить, в первую очередь, Торе. Мальчиков учат мужчины (от детского сада ), девочек — женщины. Но большинство живет в бедности, граничащей с “благородной нищетой” — дети одеты чистенько, не попрошайничают. Женщины часто сидят дома — попробуйте поработать, имея 8 и более детей. Если работают, то также на работах, не требующих больших специальных знаний — шьют, смотрят за детьми и стариками, секретарствуют. Распространена специальность учительницы. В общем, материальной широты не наблюдается, в квартирах тесно, по 4-6 детей в комнате, кровати двухэтажные с выдвижением дополнительных секций кроватей на ночь. Семья построена на принципах, резко отличных от известных нам в нашем окружении. Женятся, как правило, рано ( чтобы не хотелось гулять до свадьбы),как правило, при помощи сватов–посредников(отдельная специальность в “харедимном” мире. Люди, занимающиеся сватовством — как правило, неплохие психологи, знают общие принципы построения устойчивых семей (а такие принципы есть!), хотя не редки и “династические” браки потомков крупных раввинов). Оффтоп: Решение о свадьбе принимается, как правило, после двух — трех встреч жениха и невесты в людных собраниях на глазах родственников. Никаких кино, кафе, уединений, прогулок при луне. Никакой влюбленности (слишком часто прикрывающей плотское желание и быстро гаснущей после обретения желаемого). Цель встреч — установить, что нет заведомо отталкивающих моментов в потенциальном супруге. Любовь молодые начинают строить и выращивать уже после свадьбы (дело занимает несколько лет, но греет всю оставшуюся жизнь). Оффтоп: К свадьбе молодые приходят подготовленные для семейной жизни, умеющие жить с другим человеком, заботиться о нем, учитывать его потребности, знающие цели брака и пути их достижения. Семья, семейная жизнь здесь считаются ценностью самой по себе, а не местом, лишь предназначенным для удовлетворения собственных потребностей. А потому люди не жалеют усилий по сохранению и укреплению этой ценности. Результат — если в светском мире распадаются около 60% браков, да и среди сохранившихся не столь уж много счастливых, а не оставшихся по привычке, по лени что-то менять или другим далеким от романтики и любви причинам, то в “харедимном” мире выживают до 95% семей и счастливых среди них очень даже немало. Да только ради этого стоит перейти к “харедимному” образу жизни! Ведь человек приходит в этот мир не для того, чтобы сделать карьеру, стать крупным ученым или заработать кучу денег, а для того, чтобы обрести простое человеческое счастье. И, похоже, на нашем шарике эти “харедим” — единственные знатоки рецепта счастья. Количество детей в семьях большое, если, конечно, у родителей нет ограничений по здоровью, причем для отказа от деторождения эти ограничения должны быть существенно серьезнее, чем принято у остального мира.Оффтоп: На правильном иврите нет понятия “многодетная семья”, только “семья, благословенная детьми”. Дети считаются высшим благом, возможность привести в наш мир новые души — наградой. В домах нет домашних животных. Многие во внешнем мире заводят кошку или собаку, чтобы ребенок приучался заботиться о ком-то, уменьшил собственный эгоизм. Или для борьбы с собственным одиночеством. Одиночество здесь — редкость, да и непрерывная учеба даже в почтенном возрасте не оставляет много места для этого чувства. А для борьбы с детским эгоизмом и безответственностью есть лекарство, лучшее, чем четверолапая пушистость, — младшие дети. В “харедимном” мире при непрерывном деторождении младшие братья и сестры требуют от ребенка столько заботы и помощи родителям, что в душе ребенка просто не остается жилплощади для выращивания собственного эго.Оффтоп: Этой проблемы нет и у младших детей в семье — как правило, старшие внуки родительской пары старше младших детей и цепочка поколений не разделяется на изолированные звенья. Роды от 17 до 45 лет — обычное явление. Нет понятия, что дополнительный ребенок что-то отнимет у предыдущих (часть родительской ласки, возможности образования, личную игрушку, наконец). Все, что есть — делится поровну (правильнее сказать — по потребностям). Дети в массе вырастают в человеческом плане лучше, чем в семьях с одним — двумя детьми. Они с детства впитывают в кровь и в душу необходимость и умение делиться с другими, прийти на помощь, взять на себя. Хотя с каждым конкретным ребенком, несомненно, бывают проблемы — этот драчлив, эта не хочет учиться, тот рвет книги, та не хочет поделить печенье с сестрой. В семьях много книг , соответствующих всем возрастам, но тематика не столь широка — много детских книг о заповедях Творца, о делах праведников, о выдающихся законоучителях прошлого. Хотя хватает и энциклопедий, и просто легкого детского чтива. Чтение книг — почетное и уважаемое занятие с раннего детства — ведь папа непрерывно изучает толстые книги. Так как основной ценностью считается изучение Торы, то отношение к научным дисциплинам более прохладное, чем в светском мире. До сих пор многие школы не готовят учеников на сдачу экзаменов для получения аттестата зрелости — чтобы не соблазнять учебой в светских университетах. Оффтоп: Слишком часто такая учеба заканчивается отказом от соблюдения заповедей и снижением моральных устоев в попытке приспособить свой моральный уровень к обычному в светском мире. Работа для заработка считается уместной только для содержания семьи на довольно скромном уровне, а все остальное время — учебе. Хотя сейчас наблюдается поворот к овладению сложными современными (и высокооплачиваемыми!) специальностями, требующими не только многолетней учебы, но и многих лет на совершенствование в специальности и многих часов в день для работы и чтения спецлитературы. А это уменьшает время для изучения Торы, а потому более, чем сдержанно приветствуется крупными раввинами. Появились “харедимные” училища, присваивающие выпускникам общепризнанные академические степени по программированию, физике твердого тела, оптике. Понятно, что степени по гуманитарным специальностям (кроме педагогики) никого в “харедимном” мире не привлекают. Но до сих пор множество религиозных (“харедимных”) специалистов вернулось к соблюдению заповедей (в общепринятом понятии — начало соблюдение заповедей и жизнь по Торе) уже в зрелом возрасте после окончания образования. Сегодня люди в черных кипах на головах и профессорствуют на многих кафедрах (в частности, на математическом факультете Еврейского университета в Иерусалиме, входящим в тройку сильнейших матфакультетов в мире), работают ведущими хирургами в крупнейших больницах, ведущими специалистами в фирмах высоких технологий. У “харедим” сложные отношения с государством. Если государство, где большинство населения – французы, будет считаться французским, а если в стране и в правительстве большинство русских, то это будет русское государство, то у евреев все сложнее. Чтобы государство было еврейским, совершенно недостаточно , чтобы большинство населения страны составляли евреи и правительство, парламент также состояли бы из евреев. Совершенно необходимо, чтобы устройство государства, принципы управления им, его законодательство и судебные структуры были в полном соответствии с еврейской Торой. Сегодня в Израиле этого нет и в помине, а потому в глазах “харедим” это государство не является еврейским. А потому и отношение к нему — как к любому государству, в котором евреям приходилось проживать в течение долгого двухтысячелетнего рассеяния (а для большей части нашего народа этот период еще не закончился). Оффтоп: То есть, сосуществовать с ним приходится, но своим оно не является. Законы даже чуждого государства соблюдать необходимо, налоги платить приходится и правила дорожного движения тоже нужно выполнять, так как близкого знакомства с силовой частью механизма государства лучше избежать. Но праздновать его праздники и шумно поддерживать его политику — излишне. Поэтому “харедим” не признают государство — не верно. Они его признают, но в качестве нееврейского, временно существующего расхожее мнение, что на Святой Земле и ждущего замены на еврейское государство. Отсюда следуют и сложные отношния “харедим” с армией. Большинство “харедим” в армии не хотят служить и не служат, и государству пришлось этот факт полузаконодательно-полудоговорно принять. Армия , с их точки зрения, ни в какой мере не отвечает достаточно четко определенному понятию “еврейская армия”, в сегодняшней Армии Обороны Израиля остаться религиозными с не искалеченной психикой могут только очень сильные духом, а таких всегда и в любой массе народа немного. Правда, и государство наложило серьезные ограничения на “харедим”, в обмен на непризыв в армию фактически запирая их в ешивах до довольно серьезного возраста, не давая обучить доходной специальности и обрекая их на нищету, а себя — на необходимость их содержать. Нельзя, рассказывая о “харедим”, не отметить уникального явления, не встречаемого в иных человеческих сообществах. Это явление называется ГМаХ — сокращение ивритских слов “гмилют хасадим” (ударение на последние слоги), что в весьма вольном переводе означает “воздаяние добрыми делами”. Например, ГМаХ детской одежды .Оффтоп: Известно, что маленькие дети вырастают из одежды, не изнашивая ее. Тогда мама несет эту одежду (выстиранную и зашитую!) в квартиру, в которой имеется этот ГМаХ — по сути склад, а другие мамы, в этой одежде нуждающиеся, приходят и берут ее для своих детей либо совершенно бесплатно, либо платя за вещь цену четверти буханки простого хлеба. Есть ГмаХи, в которые вещи возвращать не нужно (например, одежные), есть — с возвратом (например ГМаХ столов и стульев Оффтоп: для приема гостей , ГМаХ лекарств в Шабат Оффтоп: — по рецепту врача при закрытых аптеках можно получить лекарство, а затем, купив его, вернуть в ГМаХ). Видов ГМаХов огромное множество, есть ГМаХ(и) выдающие орешки и семечки Оффтоп: (с последующим возвратом из купленного позднее) для определенного вида трапезы в субботу при рождении сына, когда что-либо купить уже поздно, есть дающие одноразовую посуду, платье для невесты, костюм для бармицвы, кроватку для новорожденного, даже есть ГМаХ забытых детей Оффтоп: Найдя маленького ребенка без родителей на улице, при невозможности выяснить, чей он и где живет, его можно сдать в этот ГМаХ. И там знают, как о нем позаботиться и вернуть родителям, да и родители знают куда звонить. . И все бесплатно, добровольно, на своей далеко не обширной жилплощади. И конечно, обилие касс взаимопомощи с краткосрочными и долгосрочными, а иногда и с безвозвратными ссудами. И бесплатная доставка еды роженицам (а их много!) и нуждающимся, помощь им в уборке квартиры. В общем, целый мир безвозмездных добрых дел. Почти по любой проблеме есть к кому обратиться. Конечно, мы приоткрыли только краешек занавеси, отделяющей мир “харедим” от остального мира. Понять этот мир можно только, пожив в нем и открыв глаза, уши, душу ему навстречу, и тогда не захочется из него уходить, чтобы “мучиться на горячей, душной, проклятой земле” (песня из старого фильма “Человек-амфибия”), а захочется продолжать наслаждаться скромной жизнью, полной высокого смысла бытия. 28 апреля 2004 года. Публикация в “Ами” и текст согласованы с автором
|